Бояться не нужно
16.04.2007Муниципалитетам не стоит опасаться отдавать бизнесменам городскую коммунальную инфраструктуру, но не в собственность, а в управление, уверен Денис Бабенко, эксперт направления городского хозяйства Института экономики города (Москва)
— Насколько популярно привлечение частных инвесторов в управление городским коммунальным хозяйством?
— В среднем по России в сфере теплоснабжения 57 процентов операторов – это частные структуры либо компании со смешанным капиталом, 43 процента — это госпредприятия. В водоснабжении доля частных инвесторов меньше — 41 процент. Это объясняется тем, что в теплоснабжении эффект от экономичных технологий, которые позволяют снизить потери и повысить рентабельность, ощутимей. Здесь можно окупить вложения за 45 лет, тогда как инвестиции в систему водоснабжения требуют более длинных денег, на срок до 15 лет.
— Какая схема сотрудничества муниципалитета и частных инвесторов, на ваш взгляд, наиболее эффективна?
— Та, что предусматривает контроль над деятельностью инвестора со стороны муниципалитета. На наш взгляд, частные компании – более эффективные управленцы для городской инфраструктуры, чем городские предприятия. В отличие от муниципалитетов, которые зачастую некредитоспособны и не заинтересованы в экономии ресурсов, частные компании можно мотивировать на снижение издержек. Но этот процесс нужно контролировать.
Мы считаем, что контроль за системами тепло и водоснабжения — это компетенция муниципалитета, а не частного бизнеса, потому что речь, по сути, идет о монополии. Поэтому желательно, чтобы мощности коммунальных предприятий оставались в муниципальной собственности. Такой вариант сотрудничества позволяет реализовать механизм концессии. Он предполагает, что частный инвестор получает в управление городские сети на определенный срок, в ходе которого он привлекает средства на их модернизацию, проводит все необходимые работы, окупает вложения в процессе эксплуатации, а по истечении срока передает хозяйство обратно муниципалитету.
Наталья Дядик